[Йоханон бар Абдун; сир. ] (ум. 2.02. 1033, мон-рь Ганос, Фракия), патриарх Сирийской яковитской Церкви (с 6 июля 1004). Основные сведения об И. содержатся в источниках монофизитского происхождения, которые иногда передают недостоверную информацию относительно подробностей взаимоотношений яковитов с К-польской Церковью и визант. имперскими властями. Сир. Житие И. сохранилось в составе хроники Михаила Сирийца (XII в.). Об И. повествуют Григорий Бар Эвройо в «Церковной истории» (XIII в.) и копт. еп. Таниса Михаил, посетивший И. между 1004 и 1029 гг., в араб. Житии копт. Александрийского патриарха Захарии, включенном в «Историю Александрийских патриархов». Упоминания об И. содержатся у арм. историка Аристакеса Ластивертци (XI в.) и в сир. анонимной хронике 1234 г. Важную информацию дает также сохранившееся соборное постановление К-польской Церкви 1030 г. о состоявшемся диспуте с яковитами во главе с И. и об их осуждении (RegPatr, N 839).
И. род. в Мелитине (ныне Малатья, Турция), к-рая в 934 г. перешла под власть Византии и после договора имп. Никифора II Фоки и яковитского патриарха Иоанна VII (VI) Саригты была заселена сирийцами-яковитами из соседних мусульм. земель. В 18 лет И. вступил в мон-рь в пригороде Мелитины, основанный незадолго до этого (не ранее 965) и возглавлявшийся местным еп. Игнатием (упом. в источниках также как Исаак Рахата). Отец пытался вернуть И. к мирской жизни, и лишь благодаря вмешательству еп. Игнатия И. остался монахом. И. посетил мон-рь Бар-Саума, откуда, желая быть дальше от родных, переселился в пещеру на берегу Евфрата и жил там отшельником. После того как И., согласно Житию, получил дар чудотворения и прозорливости, он стал известен в этих местах и решил удалиться на Чёрную Гору близ Антиохии.
После смерти патриарха Афанасия IV (1002/03) И. был избран его преемником и за 3 дня прошел все степени священства. Михаил Сириец сообщает, что И. было тогда 60 лет, однако это указание неточно. По сведениям Жития, в патриаршем сане И. продолжал творить чудеса, в т. ч. исцелил визант. правителя Мелитины от проказы. Когда об этом узнал правосл. Антиохийский патриарх (вероятно, Николай II), он завязал переписку с И. и получил от него в дар облачение, к-рое потом всегда надевал на праздники.
В соответствии с сигиллием имп. Никифора II Фоки, данным патриарху Иоанну Саригте, сиро-яковиты пользовались полной свободой вероисповедания на территории Мелитины, Вост. Киликии и Сев. Сирии. В конце царствования имп. Константина VIII (1025-1028) правосл. митрополит Мелитины (по греч. документам, Иоанн; согласно сирийским хронистам, Никифор) отправился в К-поль и выдвинул перед императором и К-польским патриархом Алексием Студитом обвинение против И. в прозелитизме среди православных. Вероятно, в этой связи Димитрий, митр. Кизический, составил трактат о догматических заблуждениях яковитов и армян. С приходом к власти имп. Романа III Аргира (1028) визант. правительство начало оказывать давление на яковитов с целью склонить их к признанию Халкидонского Собора. Имп. Роман направил в Мелитину уполномоченных, чтобы арестовать И. Городской судья Хрисовургий, к-рый с уважением относился к И., хотел предупредить патриарха, чтобы тот бежал на территории, подвластные мусульманам. Однако уполномоченным сообщили, что И. находится в мон-ре Барид. Солдаты арестовали патриарха и доставили в Мелитину, где он нек-рое время имел относительную свободу действий, так что даже возглавил пасхальные торжества 1029 г. Затем И. был отправлен в К-поль вместе с 6 яковитскими епископами, 2 архимандритами и 18 иеромонахами. Они были задержаны на 12 дней в Хрисополе, прибыли в столицу в июне 1029 г.; в К-поле проживали сначала в мон-ре св. Мины, потом в мон-ре св. Георгия. Яковиты были призваны на Собор в храме Св. Софии, где между ними и православными состоялся диспут о вере. В доказательство своей позиции они предоставили 2 сочинения на сир. и греч. языках: 1-е было составлено при патриархе Иоанне Саригте (вероятно, это послание Иоанна Саригты копт. Александрийскому патриарху Мине II по результатам диспута 969 г.- Assemani. BO. T. 2. P. 132-140); о 2-м ничего не известно (возможно, перевод 1-го послания). В разгар споров греч. Мелитинский митрополит ударил И. по щеке, а тот в ответ подставил другую, что вызвало одобрение присутствовавших вельмож. Возмущенные поведением греч. епископов, они не пришли на 2-е заседание Собора, на к-ром, т. о., присутствовали только клирики. Спор зашел об обрядовой стороне яковитского богослужения (употребление елея при приготовлении евхаристического хлеба, совершение крестного знамения одним перстом). На заключительной аудиенции у императора И. не присутствовал. После отказа присоединиться к правосл. Церкви яковиты содержались в заточении в тюрьме Нумеры (авг.-окт. 1029). Эта мера возымела действие: трое из сопровождавших И. епископов (Игнатий, еп. Мелитины, Моисей, еп. Хесна-де-Зияд, и Исаак, еп. Арки) согласились принять халкидонскую веру, отчасти обманутые правосл. митрополитом Мелитины, к-рый представил им этот факт как простое выражение почтения к императору. Однако И. остался непреклонен и 13 окт. 1029 г. был сослан в мон-рь Ганос во Фракии, где скончался. Принявшие соглашение епископы были вынуждены вторично отвергнуть яковитское вероисповедание, анафематствовать учителей монофизитства Диоскора Александрийского и Севира Антиохийского и признать недействительными все совершенные над ними таинства. Патриарх Алексий Студит перекрестил их на Пасху 1030 г. Игнатий Мелитинский скончался в К-поле, 2 других вернулись в Сирию, где раскаялись в отступничестве. По версии Жития И., Илия, еп. Симанду, не принявший халкидонитство, был до смерти побит камнями у ворот имп. дворца; Иоанн (Иваннис), еп. Хадета, скончался в заточении; лишь Дионисий, еп. Телль-Патрика, был освобожден после смерти имп. Романа (1034) и благополучно вернулся на кафедру. В связи с этими событиями преемник И. Дионисий IV перенес Патриаршую резиденцию в район Амиды (ныне Диярбакыр, Турция), находившейся под упр. мусульман. Племянник И. Феодор бар Абдун также стал впосл. патриархом с именем Иоанн IX (VIII) (1042-1057).
Память И. встречается под 1 февр. в Мартирологе Раббана Слибы (XIV в.) и в Минологиях 1547 и 1656 гг. из Халеба (Алеппо).
Сохранилась переписка И. с копт. Александрийским патриархом Захарией (по 2 письма от каждой стороны; Assemani. BO. T. 2. P. 151-152; Le Quien. OC. Col. 1380).